Таджикско-Русский лицей-интернат «Хотам и П.В.»

(+992) 37 232 50 22 administration@trgi.ru EnglishFrenchGermanRussian

Статья о нашей школе в газете Азия Плюс

07.08.2016 Просмотров: 2271 Пресса о нас Комментария(2)

ОБРАЗОВАНИЕ

Школа для будущих технократов

Таджикско-российская гимназия-интернат «Хотам и П.В.» давно известна за пределами страны и считается одной из лучших физико-математических школ. На недавней Всемирной математической олимпиаде воспитанники гимназии получили призовые места, а в командном зачете Таджикистан опередил 55 стран мира. Мы решили сходить в гимназию, чтобы познакомиться поближе с ее воспитанниками и преподавателями и узнать, как нужно развивать мозги, чтобы в будущем они тебя кормили.

 

Задачки вместо футбола

НЕСМОТРЯ на то, что летние каникулы продолжаются, возле здания гимназии многолюдно. Как оказалось, учеба здесь не прекращалась и называется все это – Олимпийской школой. В здании бывшего детсада, где уже 13 лет функционирует гимназия, полным ходом идет ремонт, а в свободных классах ребята сидят за учебниками. Непривычно, но ребята никуда уходить не спешат. Вот Наим и Абубакр под бдительным взором преподавателя математики записывают в тетрадке какие-то формулы, а Фаридун и Яхьё делают схемы и встраивают какие-то лампочки – занимаются робототехникой и физикой.

Совсем недавно ребята вернулись из поездки в Швейцарию и Гонконг, где заняли престижные места. А еще одна группа из 11 человек готовится к олимпиаде в Таиланд.

Директор гимназии Абдуфаттох Хотамов объясняет, что участие на олимпиадах для его воспитанников является стимулом, потому что, завоевав в них призовые места, можно поступить в лучшие вузы мира.

Беседуем с некоторыми из ребят. Бахтовар Хотамов, ученик 8 класса, рассказывает, что ничего тяжелого в его учебе нет.

«В прошлом году на олимпиаде в Таиланде я занял третье место. В будущем мечтаю попасть на Всемирную олимпиаду по математике, чтобы завоевать первое место и поступить в один из престижных университетов мира», — говорит он.

Наим Ходжаев ездил в этом году на олимпиаду в Румынию. Бронзовая медаль – его первая награда. Он тоже мечтает участвовать во Всемирной олимпиаде. А девятиклассник Абубакр Усмонов считает, что его похвальная грамота на олимпиаде – уже неплохой результат.

Самая заветная мечта для этих ребят — представлять Таджикистан на мировых аренах. И такие шансы им выпадают. Например, Азимджон Темурджонов стал бронзовым призером Всемирной олимпиады по физике – Ipho-2016 в Швейцарии. А выпускник 11 класса Алишери Анвар завоевал третье место на олимпиаде в Украине, а на Всемирной олимпиаде по математике – IMO-2016 в Гонконге до заветной цели – бронзы ему не хватило двух баллов. И, несмотря на это, Таджикистан в Гонконге все равно опередил 55 стран мира, в том числе, Данию, Финляндию, Норвегию и наших соседей — Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан. В этом году Алишер поступил в университет Южной Кореи на инженера-электронщика. В Гонконге участие принял и другой воспитанник «Хотам и П.В.» Мехрон Бобохонов, которому не хватило всего одного балла, чтобы выйти в победители. Еще одна гордость гимназии – девятиклассник Сунатулло Рахматов, золотой призер Международной Балканской олимпиады по математике — JBMO- 2016, которая недавно прошла в Румынии.

 

Они возвращаются

ПЕРЕХОЖУ в другое крыло гимназии. Мой гид, бывший воспитанник этого учреждения, ныне — тренер для олимпийцев по математике Хусрав Ёров. По дороге он рассказывает о своих достижениях: он тоже обладатель олимпийских золотых и бронзовых медалей. В соседнем корпусе он «передает» меня другому молодому человеку по имени Джахонгир, который обучает гимназистов физике и робототехнике. В кабинете несколько ребят копаются в каких-то приборах, двое, уткнувшись в компьютер, так заняты программированием, что не обращают на нас внимания.

— Эти ребята приходят на кружок робототехники, — рассказывает Джахонгир. — Мы их учим всему процессу моделирования – начиная от программирования и заканчивая самостоятельным строением схем и даже конструированием робота!

— Не удивляйтесь, теперь это возможно, — прочитав удивление на моем лице, говорит молодой преподаватель. — Мы недавно были на олимпиаде в Цюрихе, где завоевали бронзу. Теперь на различных олимпиадах за рубежом мы стараемся закупать как можно больше приборов и оборудования, чтобы они могли проводить эксперименты, сами моделировать приборы и роботов. Один наш бывший гимназист обещал привезти из Японии 3D-принтер.

Пятиклассник Мухаммад пытается на деле показать, как ему удается сделать так, чтобы свет горел, когда в доме нет электричества. Его сверстникам еще далеко до физики: этот предмет начинают изучать с 6 класса. Но Мухаммаду нравится. Совсем скоро ребята покажут свой главный результат – первого таджикского робота, который будет двигаться и выполнять команды.

Директор гимназии Абдуфаттох Хотамов придает воспитанию ребят особое значение. Недаром девизом гимназии служат слова: «Честность, порядочность, знания и ум». Поэтому он считает, что самое главное достижение за все эти годы — это помощь его бывших воспитанников. Каждый из них, где бы он ни находился, считает себя членом большой и дружной семьи, помогает советом, практическими делами. Если честно сказать, я была просто поражена, когда узнала, что Джахонгир Рустамзода, окончивший с красным дипломом факультет квантовой электроники Московского физико-технического института — одного из сильнейших технических вузов мира, вернулся в родную гимназию, чтобы передать свои знания молодому поколению гимназистов.

— Они возвращаются! – радостно восклицает Абдуфаттох Хотамович. — Конечно, такому блестящему специалисту, как Джахонгир, в Москве предлагали хорошую и высокооплачиваемую работу, его родители живут там, а он вернулся в родные пенаты. И Хусрав Ёров — один из наших лучших выпускников, тоже преподает в нашей гимназии.

Галина Гулямовна Абидова, преподаватель математики, рассказывает, что за ее многолетнюю педагогическую практику впервые ее ученики преподают вместе с ней.

— И это не самое главное, — говорит директор, перечисляя своих воспитанников, которые после учебы в лучших вузах России, Европы, США, Японии сегодня работают в успешных зарубежных компаниях, хорошо зарабатывают, но самое главное — мечтают создавать в будущем совместные проекты или открывать совместные с Таджикистаном компании. — Скажите, разве не престижно для нас, если в нашей стране будет открыт пусть маленький, но филиал всемирно известной компании «Hitachi » или российско-таджикская компания будет входить в группу IT-компании «Яндекс»? Знаете, сколько инвестиций можно привлечь в Таджикистан? Среди наших воспитанников есть доктор наук, который работает в институте имени Макса Планка в Швейцарии. Один из них отказался работать в компании «Microsoft», чтобы создать свою компанию и собрать в нее группу лучших программистов Таджикистана. Другой работает в «Hitachi », еще человек 15 — в «Яндексе». Кстати, некоторые ошибочно думают, что у нас учатся дети богатых людей. Абсолютно неверно: мы ценим в учениках талант и способности, а кошелек богатого отца не может заменить мозги ребенка. Например, двое наших воспитанников – брат и сестра, учатся в Японии, а их отца недавно депортировали из России, где он находился на заработках.

Трудности системы

И ВСЕ-ТАКИ, на олимпиадах у нас пока мало золота.

— Первой причиной является система образования. Наши воспитанники — самые младшие среди участников всемирных олимпиад. Не удивляйтесь: во всем мире 12-уровневая система образования, там учатся по 12, а иногда и 13 лет. У нас всего 11 классов. Мы обучаем детей по специальной методике, разработанной совместно с преподавателями МГУ им. Ломоносова. Это значит, что наши семиклассники могут дать фору любому студенту-первокурснику, так как учатся по программе для вузов. Если Министерство образования и науки пойдет нам навстречу и разрешит 12-летнее обучение, можно было бы достичь и таких высот.

Еще одна проблема – нехватка квалифицированных педагогов из числа профессорско-преподавательского состава вузов республики. Нужны профессора и академики, но наши сетуют на нехватку времени. Из всех преподавателей высокого уровня в настоящее время остался преподавать профессор Умед Хилолович Каримов, завотделом Института математики Академии наук Таджикистана. Обещает придти на работу и академик Саймухаммад Одинаев.

— Лауреат Нобелевской премии, 80-летний академик Жорес Алферов считает, что его самые лучшие слушатели – это школьники. Они задают много вопросов, у них нет комплексов, и они все быстро усваивают, — отмечает Абдуфаттох Хотамович. — Я призываю к сотрудничеству всех ученых в области естественных наук, чтобы мы могли воспитать достойное поколение.

 

Секрет успеха

СЕКРЕТ успеха воспитанников гимназии — это развитие в них творческого мышления, считают преподаватели. В гимназии нет недостатка в необходимой литературе, в любое время суток, если ребенок не справился самостоятельно с решением задачи, он может получить консультацию. Все воспитанники гимназии к тому же обеспечиваются планшетами, им доступна вся литература на русском, таджикском и английском языках по всем основным предметам. Ребенок может заниматься везде – дома, на природе, в транспорте. После занятий есть еще кружки и индивидуальные дополнительные занятия. Всегда доступен Интернет, который позволяет всем желающим пройти заочно дистанционные туры олимпиад и по их результатам — очные туры. Бывает, что здесь проводятся и онлайн-олимпиады. Дети постоянно соревнуются между собой.

— Другого секрета нет, надо просто уважать каждого ребенка, — считает директор, — ведь каждый из них – личность. Мы благодарны руководству Министерства образования и науки за то, что последние несколько лет поддерживают ребят, оплачивают их поездки на олимпиады. Это мотивирует детей, и они готовы побеждать.

Большую роль играет и сайт Таджикско-российской гимназии-интерната по адресу www.trgi.ru , который обновляется самими школьниками. Недавно там открылись новые рубрики. Например, «решение задач», которое помогает любому школьнику найти правильное решение интересующей его задачи. В рубрике «рейтинг знатоков» любой ученик может проверить свои знания в математике, физике, информатике, химии. В программе по 1000 задач, в ходе решения которых ребенок набирает баллы. Так можно отследить, на каком ты месте в своем классе, школе, городе, во всей стране. Рейтинги школы вместе с твоим успехом поднимаются. Причем, на других сайтах такое тестирование платное, а на сайте гимназии – бесплатно.

— А как насчет своей «Силиконовой долины» или своего таджикского «Сколково» в том же «Ховароне», который выделила для гимназии-интерната мэрия города? –интересуюсь я, хотя знаю, что проект строительства современного здания пансионата и учебного центра «Хотам и П.В.» так и остался нереализованным, так как по смете требуется порядка $7,5 млн., а такую сумму самой гимназии не осилить в ближайшие несколько лет.

— Мы очень благодарны властям за выделенный нам участок земли, — отвечает директор, — думаю, в конце года мы начнем стройку. Но а для того чтобы превратить «Ховарон» в «Сколково», потребуется очень много вложений, которые нам не под силу.

Конечно, одной частной гимназии, какой бы успешной она ни была, с такой задачей не справиться. Вопросы по оснащению научного центра нужно решать на правительственном уровне. Самое главное, мозгов у нас, как оказалось, на это хватает. Благо гимназия, несмотря на свои скромные возможности, будущих специалистов в области передовых нано и IT-технологий воспитать может. Кадры есть, нужно просто дать возможность людям работать. Может, тогда мы сможем доказать миру, что испокон веку таджики были и есть умная и прогрессивная нация, способная воспитать достойных технократов, физиков и, чем черт не шутит — Нобелевских лауреатов?

Манижа КУРБАНОВА,

Asia-Plus

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Комментарии (2 )
  • Марковка Зоя:

    Мудрецы говорят: » Большому кораблю- большое плавание», хотя корабль Ваш ещё не так велик, но Ваше плавание уже охватывает огромное пространство на нашем шарике — ЗЕМЛЯ! Уважаемый, Абдуфаттох Хотамович и, руководимый Вами учительский коллектив, всем Вам ещё больших успехов в освоении территории страны -ЗНАНИЯ! Всем Вам только ЗОЛОТЫХ ПОБЕД!

  • Здравствуйте. Я раньше учился в ТРГИ Хотам и П.В. Могу ли я узнать список класса в котором я учился если он сохранился?. Я учился в 5″в» классе в 2010-2011году. И если можно список 5а класса тех же годов. Буду очень благодарен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *